Характеристики и факторы креативности
06.07.2016Чтобы развивать свое творческое мышление, важно понимать, какие существуют факторы развития креативности. Ведь креативность человека – это неоднородное свойство имеющее несколько характеристик. В этой статье написано, как оценить творческие способности человека, а также будут выделены ключевые характеристики и факторы творчества (креативности).
Самыми распространенными свойствами творческого мышления, являются характеристики, выделенные знаменитым американским психологом Джоем Полом Гилфордом (Joy Paul Guilford) еще 60-е годы прошлого века.
Джой Пол ГилфордДжой Пол Гилфорд (1897 -1987)— американский психолог, профессор нескольких университетов США. Джой Пол Гилфорд исследовал различные стороны человеческого интеллекта (память, мышление, внимание, творчество и темперамент). Он также является основателем модели структуры интеллекта. О проблеме развития и оценки человеческой креативности, можно прочитать в его книге: «Intelligence, creativity, and their educational implications», написанной еще в 1968г.
В 1968 году Джоем Полом Гилфордом были выделены четыре основных характеристики креативности:
1. Продуктивность, беглость или производительность (fluency) —фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом созданных новых идей и предметов в единицу времени. Чем выше творческая продуктивность человека, тем больше новых идей он готов создавать. Развивается креативная беглость в основном с опытом: хорошим знанием алгоритмов генерирования новых идей, а также практикой применения этих алгоритмов. Основатель «теории решения изобретательских задач» Генрих Альтшуллер говорил, что многие изобретали постепенно приобретают навык продуктивности творческого процесса и способны быстро предлагать новые решения (подробнее смотрите видео «Введение ТРИЗ»).
2. Гибкость (flexibility)— этот фактор характеризует способность предлагать творческие решения, основанные на разных алгоритмах или из разных областей знаний. У человека может быть высокая творческая производительность, однако все его идеи могут быть однородными. Поэтому гибкость мышления является важнейшим свойством креативности. Одним из факторов развития гибкости творческого мышления является умение применять различные фреймы и модели восприятия.
3. Оригинальность (originality)— фактор характеризует своеобразие креативного мышления, необычность подхода к решению творческих задач и определяется количеством редких креативных решений и оригинальностью структуры ответа. Для развития оригинальности творческого мышления важно не только знать алгоритмы разрыва шаблона, фрейминга, но и обладать личностными качествами, которые выделяют вас среди остальных людей. Ведь оригинальность характеризуется непохожестью на других, и поэтому не является свойством себе, а зависима от внешней среды. По сути, оригинальность креативного мышления не является ключевой характеристикой творческого процесса, но эта характеристика показывает насколько мышление человека способно давать неординарные ответы.
4. Сложность (elaboration)— определяется детализированностью образов творческого мышления, разработанностью предлагаемых идей. Творческий процесс для многих людей характеризуется достаточно поверхностным мышлением. Однако иногда важно, чтобы креативность человека была логичной, обоснованной. Например, изобретатель должен создавать новые продукты с продуманным механизмом работы, которые выполняют определенную поставленную цель. А инновационный предприниматель должен предлагать рентабельные бизнес-идеи, на которые есть спрос. Свойство сложности креативного мышления направлено на понимание жизнеспособности идей и профессионализма творческого человека.
На основе этих четырех свойств креативности было создано множество тестов, проверяющих качество творческой деятельности человека. Основоположником этих тестов также является Джой Пол Гилфорд.