Обучающий эффект: координация и приспособление
17.06.2016Наконец, следует обратить внимание на то, как люди — социальные агенты — учатся в своих действиях подстраиватьсядруг к другу. Например, В — в результате предпринимательского действия, осуществленного С, — перестает безрассудно транжирить имеющийся у него ресурс и, действуя в собственных интересах, начинает его экономить. Поскольку А теперь может рассчитывать на получение этого ресурса, у негопоявляется возможность достичь своей цели, и он приступает к действиям, от которых прежде воздерживался. Таким образом, оба учатся действовать согласованно, иными словами,контролировать себя и действовать с учетом потребностейдругого. Более того, оба учатся этому наилучшим образом:не отдавая себе отчета в том, что они учатся, и motu proprio,т.е. добровольно и в рамках плана, в котором каждый преследует собственные цели и интересы. Именно в этомсуть простого, эффективного и удивительного процесса, делающего возможной жизнь в обществе. Отметим также, чтопредпринимательское действие С не только сделало возможной отсутствовавшую прежде согласованность действийА и В, но и позволило им осуществлятьэкономический расчет своей деятельности, используя данные или информацию,которая прежде была для них недоступна, а теперь повышает их шансы на успешное выполнение собственных планов.Короче говоря, именно порождаемая в процессе предпринимательства информация и делает возможным экономический расчет, понимаемый как любое ценностное суждение относительно альтернативных курсов действий. Инымисловами, без свободы предпринимательства в условиях рыночной экономики информация, необходимая каждому дляоценки альтернативных решений, не создается. Если совсемкоротко: в отсутствие предпринимательства экономическийрасчет невозможен. Это не только один из важнейших выводов, вытекающих из экономического анализа австрийскойшколы, но и ядро теоремы о невозможности экономического расчета при социализме, открытой Мизесом и Хайеком, к чему мы вернемся в следующих главах.
Вышеизложенные наблюдения чрезвычайно важны дляобщественных наук и позволяют заключить, что предпринимательство, вне всякого сомнения, — главнейшая из социальных функций, поскольку делает возможной жизнь людейв обществе, обеспечивая взаимное приспособление и согласование поведения его членов. Без предпринимательстванельзя представить даже само существование общества.