Десятки тысяч тематических групп
22.06.2016Десятки тысяч тематических групп давали пользователям возможность обмениваться сообщениями, рассылать друг другу новости и даже небольшие файлы, причем в некоторых случаях можно было завести собственную, именную группу (хотя их количество было сравнительно невелико). Через десять лет, с появлением Всемирной Паутины WWW, то бишь группы новостей реинкарнировались в форумы, а те в свою очередь, вступивши в брак с обычными сайтами, породили многочисленные порталы и веб-сообщества, также построенными на общении.
А дальше бешеная кобыла эволюции, так толком и не разобравшись, в каком направлении ей ковылять, рванула сразу по двум расходящимся тропкам: в 1994 году американский студент Джастин Холл без особой шумихи запустил первый в мире сетевой дневник-блог… А через год его земляк Рэнди Конрад (с куда большим информационным выхлопом) организовал свой сайт по поиску одноклассников – Classmates.com. Именно его и принято считать предком всех социальных сетей, хотя вряд ли проект мистера Конрада был первым в своем роде – скорее, ему просто повезло первым намозолить глаза общественности… и собрать урожай в десятки миллионов пользователей. К студенту Холлу, заметим в скобках, Фортуна оказалась куда менее благосклонной: сенсацией его дневник так и не стал, так что блоги по настоящему «раскрутились» аж через целых четыре года, огромный срок по сетевым меркам.
Социальные сети за этот срок уже успели размножится: до конца тысячелетия на свет появились такие проекты, как PlanetAll, SixDegrees, Blackplane. Сомневаюсь, чтобы кто-то из вас хотя бы раз слышал об этих ресурсах, а уж тема более участвовал в них, однако же свою роль в продвижении тренда в голодную пасть народных масс они сыграли.
Но настоящая гонка «социальных» ресурсов началась в 2003–2004 году, после запуска первой настоящей соцсети – MySpace, запущенной интернет-бизнесменом Крисом Девульфом и музыкантом Томом Андерсоном. Последнему проект явно обязан своей ориентацией на шоу-бизнес: львиную часть аудитории MySpace составляли поклонники «звезд» шоу-бизнеса, которым в кои-то веки представился шанс пообщаться со своими кумирами в виртуальном пространстве, а заодно и получать от них небольшие подарки в виде музыкальных и видеоклипов. Само по себе это было отличным ходом, но тут же и была зарыта собака, которая уже через пять лет торжественно закопает косточки MySpace: подлинного равноправия участников здесь не было, общение строилось по принципу «снизу вверх». Плюс к этому довольно долгое время в сети не было функции чата. Отсутствовала возможность размещать собственные аудио и видеозаписи. Плюс – чудовищно неудобный интерфейс (неудобство которого пользователи смогли оценить только после появления конкурентов).